Все, что нужно знать о IELTS Reading (раздел чтение)

11-04-2017

Чтение – это второй раздел после аудирования, который требуется выполнить на экзамене. И, если аудирование для обоих модулей – Academic и General Training – одинаковое, то тексты, а соответственно, и задания по чтению для этих двух модулей разные.

В академическом модуле чтение состоит из 3 довольно объемных научно-популярных или академических текстов (около 1,5 страниц А4 каждый) и разнообразных заданий, среди которых встречаются вопросы на заполнение пропусков в предложениях словами и числами из текста, на выбор правильного ответа из предложенных вариантов, на подбор заглавий к абзацам, на соответствие фактической информации и многие другие. На всё про всё – чтение всех 3 текстов и выполнение 40 заданий – отведён 1 час. При этом, в отличие от аудирования, вам не предоставят дополнительного времени на заполнение бланка ответов.

Если вы сдаете общий модуль, то у вас также будут 3 раздела и 40 заданий, но у них будет ряд отличий от академического модуля. Во-первых, текстов может быть (и, как правило, бывает) больше, чем 3, но каждый из них будет меньшего объема. К тому же, тематикой они тоже будут отличаться, только текст из третьего раздела будет походить на академический. В первых же двух разделах вам придется ознакомиться с информацией, понимание которой будет необходимо для жизни в среде носителей языка: инструкции по использованию бытовой техники, информационный бюллетень в клинике, правила работы в компании или советы по трудоустройству, информация о типах билетов на транспорт и скидках и т.п. На выполнение раздела Reading отведено 60 минут, по истечении которых вас попросят сдать бланки ответов.

 

Итак, как же эффективно читать тексты и выполнять задания по чтению? Более подробно на техниках выполнения конкретных видов заданий мы остановимся в наших следующих статьях, а сегодня – несколько советов, которые подойдут вам в любых ситуациях.

1)      Грамотно распределите время. Если у вас есть 3 раздела и всего 60 минут, это значит, что на выполнение одного раздела следует тратить не более 20 минут. Кроме того, как правило, тексты расположены по возрастанию сложности, поэтому старайтесь выполнить первый раздел за более короткое время и приберегите драгоценные минуты для самого трудного, третьего раздела.

2)      Всегда целесообразно начинать не с чтения текстов, а с внимательного прочтения заданий:

  •  сперва ознакомьтесь с инструкцией, ведь именно она – первый шаг к правильному выполнению задания. В ней сообщается, что именно нужно сделать, сколько слов могут входить в правильный ответ, можно ли повторно использовать одни и те же буквы. После этого переходите к чтению заданий;
  • внимательно прочитайте задания и вникните в их смысл. Важно обратить внимание на ключевые слова, а лучше всего – подчеркнуть их или как-то отметить. Таким образом, непосредственно при выполнении заданий вам придется перечитывать не вопрос целиком, а только подчеркнутую/выделенную его часть, что поможет вам существенно сэкономить время.

3)      После чтения заданий переходите к тексту. Однако и здесь следует помнить, что у вас нет времени досконально его изучать. Не вчитывайтесь в каждое слово и не пытайтесь переводить все, что читаете. Есть техника под названием «чтение смысловых слов». Она сводится к тому, что мы пробегаем глазами по тексту и останавливаем взгляд только на смысловых словах, к которым относятся: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.

Как это работает: например, естьпредложение: «Another powerful source of information for infants about the effects they can have on the world around them is provided when others mimic them.» Попробуемпричтениивыделитьтолькосмысловыеслова: «Another powerful source of information for infants about the effects they can have on the world around them is provided when others mimic them», тоестьвсознаниивыстраиваетсятакаясмысловаяцепочка: «Another powerful source - information - infantseffects they can have - worldprovided - others mimic them При этом ваше зрение все равно улавливает остальные слова, просто не останавливается и не начинает медитировать над ними, сэкономив вам порядочно времени.

4)      Если Вы читаете текст и понимаете, что, кажется, нашли ответ на один из вопросов, - остановитесь и ответьте на него, а потом продолжайте читать текст. Многие задания расположены в хронологическом порядке (по ходу текста), и, ответив на один вопрос, вы таким образом можете сразу размотать целый клубок, найдя ответы еще на несколько заданий по ходу чтения.

5)      Если в задании требуется найти информацию, касающуюся определенного числа, человека с указанной фамилией или географического названия, то часто на такой вопрос можно ответить и без прочтения текста. Просто «просканируйте» текст и зацепитесь взглядом за числа, приведенные в нем, а также слова, написанные с большой буквы. Таким же образом можно легко отыскать особое, длинное слово, например, “demilitarization”. Если одна и та же фамилия или географическое название встречается в тексте несколько раз, и при этом они важны для ответа на вопрос, то во время прочтения текста обводите их каждый раз в кружочек. Так вы сможете потом быстро вернуться к тем фрагментам, где упоминается искомый вами человек или название местности.

6)      Если вы надолго застряли на каком-то вопросе – оставьте его на время и переходите к следующему заданию. Для экзамена важно ответить правильно на максимально возможное число вопросов, а застыв надолго над одним из них, вы рискуете не успеть выполнить еще несколько заданий. Просто пометьте в тексте то место, где, на ваш взгляд, содержится ответ, чтобы потом его было проще найти, если у вас все-таки останется время на его выполнение.

7)      Слова, которыми нужно заполнить пропуски в задании типа fill in the gaps, всегда есть в тексте. Вам не нужно ничего додумывать. Просто проверьте, чтобы слово грамматически вписывалось в пропуск (стояло, например, в нужном числе). А в задании «true-false-not given» всегда обращайте внимание на модальные глаголы и слова типа all, some, every и т.п. Часто правильный ответ кроется именно в них.

8)      Задания на Reading не нацелены на проверку вашей эрудиции, они проверяют только то, насколько хорошо вы умеете читать по-английски и понимать прочитанное. Поэтому ответ на любой вопрос вы найдете только в тексте. Иногда даже полезно «напрочь забыть» все то, что вы знаете по той теме, которой посвящен текст, и обратиться непосредственно к нему. Ответ, взятый вами не из контекста, а из вашей базы знаний, может запросто оказаться неправильным.

9)      Помните, что у вас не будет дополнительного времени, чтобы перенести ответы на бланк. Поэтому целесообразно сразу же, по ходу выполнения заданий, вносить в него ответы простым карандашом. Только следите за номерами заданий! Если вы собьетесь и занесете ответ не в ту строчку, он будет засчитан как неправильный.

10)   Для подготовки к разделу Reading найдите задания IELTS прошлых лет и регулярно отрабатывайте на них технику чтения. Это пополнит ваш словарный запас, поможет вам привыкнуть к специфике экзамена и понять логику заданий, научит вас грамотно распределять время и силы, а также разовьет у вас необходимые для успешной сдачи экзамена навыки.